Княжна Татьяна Николаевна Юсупова

В семье князя Николая Борисовича Юсупова-мл. и его жены Татьяны Александровны, урожденной графини Рибопьер, росли две дочери. Старшая была названа в честь бабушки Зинаидой, младшая в честь матери – Татьяной.

Несмотря на то, что в памяти большинства остается лишь Зинаида Николаевна, Татьяна Николаевна не уступала в очаровании своей старшей сестре. Голубоглазая красавица княжна Татьяна благодаря происхождению и воспитанию была известна в свете, дружила с великими князьями, была одной из самых завидных невест, но жизнь ее трагически оборвалась в 22 года, 15 июня 1888 года.

В сохранившихся документальных материалах – письмах записях, собственных стихах – предстает трепетный и нежный образ юной княжны, напоенный духом лиризма и глубоких душевных переживаний. Тому были свои причины. Молодая девушка рано осталась без горячо любимой матери и, хотя рядом были отец, сестра и бабушка, она чувствовала себя одинокой. Грусть от этой потери навсегда сделалась ее спутником, как и печальный флер неразделенной любви.

Татьяна Николаевна была влюблена с ранней юности. Предметом увлечения, а затем любви, которой Татьяна Николаевна осталась верна до последнего дыхания, был Великий князь Павел Александрович, младший сын императора Александра II. Великие князья Павел и Сергей часто бывали в гостях у Юсуповых, о встречах дома и в свете княжна Татьяна упоминает в своих записках. Вероятно, Татьяна по примеру своей тезки, пушкинской героини, призналась в чувствах к Великому князю. Он не ответил ей взаимностью и детская дружба была прекращена, а сердце юной княжны разбито.

«Мне абсолютно невозможно отныне быть счастливой, что бы ни произошло. Дружба – самое чистое Божье благословение, но я не сумела сохранить это сокровище, и я умру, не осуществив мечту всей моей жизни. Как и ты, Поль, я не являюсь чьей-то половиной. Меня мало заботит мысль о том, что я постарею, но я очень не хочу стареть одинокой. Я не встретила существа, с которым хотела бы жить и умереть, а если и встретила, то не сумела удержать возле себя».

С апреля 1888 года Татьяна гостила в подмосковном имении Архангельском у тогда уже замужней сестры Зинаиды, где перед нею – картина живого воплощения ее мечтаний о счастье: союз двух любящих сердец. Она радовалась за сестру и графа Феликса, но в ее стихотворении, написанном по приезде, звучала грустная, даже тревожная нота:

Их парус - апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…

Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!

Татьяна Николаевна внезапно и тихо ушла из жизни 15 июня, вероятно от скоротекущей болезни, по официальной версии – тифа. Тоскующей душе отца, князя Николая Борисовича-младшего угодно было скрыть прочие подробности этого семейного горя…

Княжну Татьяну похоронили у южной стены усадебной церкви Архангела Михаила в Архангельском, на высоком холме, круто сбегающем к старице Москвы-реки. Позже на могиле была установлена статуя работы художника М.М. Антокольского «Ангел».

Авторская копия надгробного памятника кон. XIX в., представленная сегодня в одном из залов дворца на Мойке, хранит воспоминания об этой печальной странице семейной летописи князей Юсуповых