Воссоздание исторических гобеленов в Буфетной при Домашнем театре

Увеличить изображение
28.10.2025
В Буфетной при Домашнем театре завершено воссоздание копии гобелена «Триумф Тита», полотна площадью 22,5 квадратных метра. Немногие знают, что рядом с Домашним театром находится Буфетная — камерное и изысканное пространство для гостей княжеского дома. И по сей день в антракте спектакля зрители могут любоваться этим совершенным интерьером. Буфетная появилась в 1890-е годы на месте бывшей «оранжереи на столбах», построена была по проекту петербургского архитектора А.А. Степанова. Светлые породы дерева, клён и тис, а также светло-охристая гамма стен создают изящное и уютное пространство. Во владельческое время здесь висели четыре гобелена серии «История Тита и Веспасиана». Ковер «Покорённая Иудея» на северной стене, «Триумф Тита» на восточной, «Битва» на западной и «Тит, отпускающий Беренису» на плафоне потолка. После революции 1917 года гобелены оказались в Эрмитаже. Буфетная оставалась без них почти столетие, когда было принято решение изготовить живописные копии этих драгоценных предметов. Первый гобелен-копия появился в 2021 году, его исполнили художники-реставраторы Государственного Эрмитажа. Вторую работу, копию «Триумфа Тита», взялся исполнить А.А. Чувин, профессиональный художник, преподаватель Академии художеств. Полгода кропотливой работы позволили живописцу передать все эмоции когда-то созданные ткачами-умельцами: торжество триумфатора, радость соплеменников, гордость воинов, азарт мальчишек. Особая часть полотна — архитектура Древнего Рима, где узнаваемы Пантеон, триумфальные стелы и арки. Блеск оружия, насыщенные цвета одежды, золото доспехов подчёркивают динамику композиции. В перспективных планах — создать ещё один гобелен-копию для западной стены, чтобы Буфетная обрела завершённый исторический облик. Эта большая работа не состоялась бы без благожелательного и деятельного участия генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, который активно поддержал идею и способствовал участию в ней специалистов из Лаборатории научной реставрации станковой живописи РХЦ Эрмитажа под руководством В.А. Коробова.