Портрет княгини З.Н. Юсуповой кисти художника Франсуа Фламенга

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова – светская дама и признанная красавица своей эпохи, наследница одного из богатейших родов России и благотворительница, по праву считалась ярчайшей представительницей российской аристократии рубежа XIX- XX вв. Современники описывали ее как женщину, сполна одаренную судьбой, но при этом скромную и достойную. Образ княгини Юсуповой не раз оказывался в центре внимания, и можно предположить, что он, в числе прочих, влиял и на формирование модных вкусов своего времени.

Несмотря на свои известные душевно-нравственные качества, доброту и сострадательность, Зинаиде Николаевне не чуждо было желание нравиться и поражать общество нарядами и драгоценностями невиданной красоты. Она была постоянной посетительницей светских мероприятий Петербурга и настоящей модницей, о чем свидетельствуют ее многочисленные портреты.

Например, знаменитый портрет кисти французского художника Франсуа Фламенга (1856 - 1923), написанный им в 1894 году. Фламенг исполнил камерный портрет княгини Зинаиды Николаевны, сидящей в кресле – элегантный, написанный в теплой гамме изысканных золотисто-красных тонов, оттеняющих чистоту белых жемчужин фамильных драгоценностей, украшающих княгиню.

«Рубеж XIX-XX веков – период перехода от историзма к модерну и зарождения женского движения, для которого характерны отказ от устаревшего и постепенное упрощение костюма. В это время слегка меняется женский корсет и, следовательно, силуэт, а также форма рукава, который становится уже; появляются новые цветовые решения и мода на легкие полупрозрачные ткани. Некоторые из этих изменений мы можем отследить, обратившись к портретному изображению. Княгиня облачена в светлое платье из легких тканей с расширенными вверху рукавами и относительно естественной линией плеч, благодаря специальным подкладкам придающее ее фигуре S-образный силуэт. Такой наряд предвещал тенденции, которые должны были вскоре завоевать сердца великосветских модниц. Подобный крой сохранял актуальность вплоть до 1905 года». (М. Семенова)

В год написания портрета младшему сыну княгини Зинаиды Николаевны Феликсу было 7 лет. В соответствии с традициями своего времени в отсутствие родителей маленький Феликс начинал с ними переписку. Остававшаяся с детьми на это время гувернантка, мадмуазель Надежда Павловна Версилова писала письма родителям, надиктованные сыновьями, сохраняя их стиль. В переписке этого времени малыша Феликса с любимой матушкой обнаруживаются любопытные моменты, касающиеся создания знаменитого образа княгини Юсуповой.

Так, зная, что мать позирует для портрета в Петербурге, восхищенный сын писал ей: «У меня сейчас была бабушка и прочитала нам вслух твое такое дорогое письмо. Приезжай к нам без всяких портретов, потому что это будет так долго, точно через год…» «Скорей же приезжай, мне скучно без Вас, и без всяких портретов возвращайтесь, а то останетесь в Петербурге целый год и долго не увидимся» (1894).

Образ княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, исполненный Франсуа Фламенгом, по праву считается одним из лучших как в личной галерее самой заказчицы, так и среди портретных работ мастера.

Использованы материалы из
- книги Е. Красных «Князь Феликс Юсупов: «За все благодарю…» М., 2003;
- cтатьи М.Семеновой «Законодательница мод: лучшие образы Зинаиды Юсуповой» / Beatrice Magazine.

Фото:
Княгиня З.Н. Юсупова с сыновьями Николаем и Феликсом
Фламенг, Франсуа (1856-1923). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1894. Холст, масло. ГЭ
Художник Франсуа Фламенг (1856-1923)