27 января День снятия блокады Ленинграда, день памяти и день скорби.
Страдали и погибали не только люди, но и здания города. На фотографиях раны, нанесённые войной и блокадой Юсуповском дворцу: Прециоза, ротонда Кановы, Николаевский зал. В этот день мы вспоминаем и благодарим не только тех, кто выстоял и победил, но и тех, кто воссоздал наш город. Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны. 900 блокадных дней и ночей были тяжелым испытанием для города, но дух Ленинграда не был сломлен.
В преддверии дня снятия блокады Ленинграда хотелось бы опубликовать фрагмент главы "Ведь мы же с тобой ленинградцы, мы знаем, что значит война" из книги, посвященной Юсуповскому дворцу и Дому учителя - организации, которая с разными названиями располагалась в нем с 1925 года.
...Всю осень 1941 года в Областном Доме Учителя, или во «дворце быв. Юсуповых» убирают княжеские предметы искусства, торопясь успеть хотя бы к середине декабря передать их в подземные хранилища Исаакиевского собора. Упаковочные работы еще идут, а в парадных залах и просторных княжеских гостиных уже устанавливают больничные койки, разворачивая в них госпиталь. С 1 декабря 1941 года эвакуационный госпиталь № 67, рассчитанный на 400 коек со специализацией «хирургия и терапия» принимает больных. Начальником назначен военврач 2 ранга Адольф Модестович Якобсон (1902-?). Он родился в Санкт-Петербурге, образование военврача получил в Государственном институте медицинских знаний, который закончил в 1925 году. Был начальником ленинградского ЭГ № 67, затем ЭГ №270, победу встретил, возглавляя ЭГ №3 Украинского фронта. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орденом Отечественной войны II степени. Административный состав госпиталя невелик: зав. делопроизводством техник-интендант 2 ранга А.В. Столяров, старший политрук Н.В. Садовин, начальник административно-медицинской части военврач 2 ранга Н.Н. Калашников, медсестры, младший медицинский персонал. Суровый декабрь не позволил установить медицинское оборудование в интерьерах, там идет демонтаж предметов искусства. В парадных гостиных упаковывают, описывают, оформляют документы на историческую мебель, канделябры, люстры, старинные ткани и декоративные столики. С максимальным напряжением едва успевают к 25 декабря. Прибывают раненые с боевыми ранениями: осколочными и стреляными, есть обмороженные и контуженные. Их размещают в княжеских анфиладных интерьерах второго этажа, переоборудованных под госпитальные палаты: в Гобеленовой, Синей и Красной гостиных. Поток раненых увеличивается, тогда койки ставят в самом большом зале дворца - Банкетном и в соседнем с ним Танцевальном. Оснащение палат нехитрое: металлические койки, прикроватные тумбочки, по центру стол для чтения газет. В залах с высокими сводами холодно, отопление не действует, окна зашивают фанерой и завешивают тканью, камины закладывают кирпичом, для тепла ставят печки-буржуйки, трубы от них выводят в окна. На первом этаже в связи с «ограниченными помещениями дворца» размещают два медицинских кабинета – «регистратуру – раздевальню» и «душевую-одевальню», раненые занимают парадные интерьеры жилой половины князя – Музыкальную гостиную, Малый танцевальный зал, рядом расположились перевязочные, в подвале оборудовали бомбоубежище…
Коллектив Юсуповского дворца поздравляет всех с Днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады! Дорогие ветераны, мы желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия вам и вашим близким!